Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Клуб происшествий»
Вы хотите запомнить сайт «Клуб происшествий»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Почему наших в школах не учат английскому

развернуть

Почему наших в школах не учат английскому

Недавно товарищ показал мне учебник по географии за пятый класс. Я пролистал несколько страниц и чуть не заплакал.

Как же больно видеть, что даже сейчас, в 2018 году, наших школьников всё ещё учат по средневекового уровня пособиям, скармливая им неудобоваримую смесь справочников и сюсюканья! Вот, к примеру, типичная цитата из учебника:

Географы сегодня — это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды — гляциолог, неровности поверхности Земли — геоморфолог, животный и растительный мир планеты — биогеограф.

У вас есть под рукой школьник? Оторвите его на минуту от смартфона и спросите, кто такие геоморфологи. Потом задумайтесь, зачем детей заставляют читать эту ненужную и непонятную для них ересь. Если затруднитесь с ответом, я подскажу: всё дело в деньгах. Индустрия бумажных учебников насквозь коррумпирована, там крутятся огромные деньги. Распильщикам нужно, чтобы постоянно выходили новые и новые учебники, причём качество учебников не волнует в этой системе никого — там сидят профессиональные коррупционеры, а не профессиональные педагоги.

Рецепт составления современного российского учебника, к сожалению, довольно прост.

1. Берём из старого учебника примерный список сведений, которые надо будет скормить школьнику.
2. По каждой теме находим статью из справочника и разбавляем зубодробительный канцелярит справочников литрами подслащенной воды.
3. Добавляем пару ложек того снисходительного тона, которым взрослые общаются с «особенными» детьми.
4. По полям учебника накидываем не относящиеся к делу, непонятные и скучные клипарты.
5. Делаем вставки с бессмысленными вопросами в духе «Какие древние цивилизации вам известны».
6. Получаем формальное одобрение чиновников Минобразования и прочих не имеющих прямого отношения ни к педагогике, ни к литературе людей.
7. Учебник готов.

Вот вам ещё одна характерная цитата оттуда:

Хейердал Тур — норвежский учёный, путешественник и писатель. Для подтверждения предположений о дальних морских плаваниях людей ещё в глубокой древности организовал экспедиции, которые пересекли Тихий океан на плоту «Кон-Тики», а Атлантический океан на папирусной лодке «Ра-2».

Бережно храня традиции советских бюрократов, авторы учебника поставили у Тура Хейердала фамилию перед именем. Что ещё прискорбнее, они запутались в порядке слов — у читателя неизбежно сложится впечатление, что «в глубокой древности» относится не к дальним морским плаваниям, а к экспедициям Тура Хейердала. Будьте уверены, если бы редактор какой-нибудь захолустной сельской газеты увидел подобные ошибки у своего журналиста, он бы немедленно попросил незадачливого автора задуматься о смене профессии.

Живи мы с вами в маленькой стране типа Эстонии, я бы мог ещё если не простить, то хотя бы понять это убожество — людей мало, бюджеты маленькие, умирающий язык проигрывает безнадёжную схватку русскому и английскому. Мы однако живём в России, где доходы от продажи учебников измеряются десятками миллиардов рублей. При иных обстоятельствах можно было бы резко улучшить качество учебников очень простым действием — выделить полпроцента от этих миллиардов на гонорары лучшим писателям современности, чтобы те переписали лучшие учебники хорошим литературным языком. К сожалению, пока что у Минобразования нет даже подобных планов: им нужны не хорошие учебники, а часто выходящие, чтобы был повод их регулярно менять.

Для иллюстрации тяжести проблемы: эту гору не смог сдвинуть с места даже такой мастодонт, как Анатолий Чубайс. Его проект электронных учебников похоронили, ибо он лишал очень влиятельных людей больших прибылей от бесконечной продажи учебников бумажных.

Теперь перейду к другой проблеме нашего образования, которая имеет отношение уже не к коррумпированности Минобразования, а к некомпетентности тех, кто направляет отечественную педагогическую мысль. Как справедливо заметил вчера один из читателей, в наших школах не учат английскому языку.

Собственно, в школах вообще почти ничему не учат, однако провалы в английском более наглядны, так как он много где нужен по работе, и так как симулировать его знание довольно сложно. Посмотрите на огромное количество людей, пытающихся выучить язык во взрослом возрасте. Большая их часть потратила сотни часов на изучение английского в школе, однако в результате не получила даже уровня малограмотного гастарбайтера, две недели назад сошедшего с трапа прибывшего в США самолёта.

Причина лежит в чисто педагогической плоскости — обучение языкам в России построено в корне неверно.

Во-первых, языки учат по принципу системности, от базовых вещей к более сложным. Сначала буквам, потом дифтонгам и тому подобной фонетической мути, потом запутанным правилам чтения. Дальше идут артикли и спряжения, потом начинаются разные времена глаголов и всякие бесконечные исключения.

Во-вторых, от детей изначально требуют не умения читать и говорить на языке, а умения делать это без ошибок. За каждую ошибку детей бьют наотмашь линейкой по пальцам.

Это приводит к очень неприятному эффекту. Чтобы выучить язык, нужно наговорить на нём столько-то часов — примерно так, как для обучения бегу нужно пробежать по стадиону столько-то сотен километров. Разумеется, до того, как школьник научится «бегать», он будет «бегать» неправильно, с ошибками — то есть говорить коряво, путано и с акцентом.

Катастрофа в том, что как раз ошибок-то детям и не дают совершать! Получается тупик. Говорить без ошибок дети не могут, говорить с ошибками им не разрешают учителя. В результате некоторые просто перестают учиться, а школьники поусерднее пытаются выполнять требования учителя и зарабатывают себе языковую непроходимость — когда минимальные знания вроде бы и есть, однако открыть рот и начать говорить с иностранцем нет никакой возможности, слова просто не лезут из горла. У меня есть знакомая пара, троечник и отличник. Когда они выбираются в Европу, с иностранцами общается троечник: коряво, на пальцах и жестах, но свободно. Отличница не может заставить себя произнести ни одного предложения: к горлу подступает ком, ей кажется, что она непременно ошибётся, чего делать ни в коем случае нельзя.

Я помню, как я, будучи школьником, пошёл учить французский язык. На первом уроке нам сообщили, что во французском есть четыре варианта произношения «о», и мы должны для начала научиться правильному произношению этих «о». Сходу осилить правильное произношение я не смог, и через пару занятий заниматься перестал. Если бы мы вместо этой ерунды выучили песенку про жаворонка, — пусть даже с чудовищным русским акцентом, — у меня были бы все шансы продвинуться гораздо дальше.

Когда я вижу методы обучения в наших школах, мне кажется, будто всю нашу систему образования придумывали какие-то оторванные от жизни математики-аутисты. Они подошли к обучению школьников без малейшей доли фантазии, ровно так же, как они подходят к доказательству теорем. Сначала введём зубодробительные определения, потом установим аксиоматику, докажем нужные леммы. Потом, когда весь инструментарий будет готов, приступим к главному…

Скажу как программист — таким образом нельзя обучить даже роботов, не то что живых людей. Обучение идёт не по принципу пирамиды, от основ к выводам, а по принципу снежного кома. Учишь чему-то очень простому, потом наматываешь на эти начальные навыки всё более сложные вещи, в процессе аккуратно исправляешь ошибки.

Повторю ещё раз, начинать надо не с базового, а с простого. Базовое в английском языке — это правильное произношение «th» и правильное употребление артиклей. С этого начинать обучение нельзя. Простое в английском — элементарные тексты и диалоги. С них начинать обучение можно и нужно.

Желаете поспорить со мной, сказать, что целоваться надо стоя и в гамаке, отпустить бородатую шутку про поколение ЕГЭ? Прежде, чем выступить с критикой моих идей, откройте интернет и наберите там «курсы английского». Задайтесь вопросом, почему же столь любимый многими системный подход, который царствует в наших школах вот уже много десятилетий, на практике не работает.


Источник →

Опубликовано 27.10.2018 в 17:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Нина колесникова (Бойцова)
Нина колесникова (Бойцова) ирина Северова (северова) (гуляе… 28 октября, в 09:19 причем здесь дебилы и лентяи.  иностранный язык не учат как родной. Грамматика придет, когда человек окунется в среду. русские приезжающие в другие страны прекрасно говорят на местных языках. А тем кому профессионально не нужен иностранный язык литературный, прекрасно обойдутся тем что есть. Весь мир говорит на плохом английском языке. И нам нечего стесняться и не бояться попутать времена, глаголы и т.д. Всё приходит с практикой.. Текст скрыт развернуть
0
ирина Северова (северова) (гуляева)
ирина Северова (северова) (гуляе… Нина колесникова (Бойцова) 28 октября, в 11:41 Грамматика сама не приходит. Само , вообще , ничего не делается. Я жила в США и знаю,как там говорят наши эммигранты самоучки без грамматики . И ВСЕГДА они говорили одно и то же ,что надо было учить язык в школе ,на курсах , в кружках. Возможностей много . Еще раз повторю, нужно усердие и желание. А также хорошие мозги. ЛЕНТЯИ и ДЕБИЛЫ ни с каками "золотыми " учебниками и методиками это сделать не в состоянии. Текст скрыт развернуть
0
Нина колесникова (Бойцова)
Нина колесникова (Бойцова) ирина Северова (северова) (гуляе… 28 октября, в 16:06 и что, их никто не понимает, когда они говорят? Если же нужно улучшить язык, то в любой стране пребывания есть языковые курсы. Но наша школа обучить иностранному языку не может от слова совсем. Проверено не одним поколением. Нужны или репетиторы или курсы. А упорство и труд нужны в любом деле. Тут не поспоришь. Текст скрыт развернуть
0
ded дедов
ded дедов 27 октября, в 21:54 Знакомая  училка немецкого в германии немогла спросить дорогу в гостиницу . Спасибо таксист выручил, он из казахстана,жена немка. Текст скрыт развернуть
-2
Jet Fighter
Jet Fighter 27 октября, в 22:47 " ... почему же столь любимый многими системный подход, который царствует в наших школах вот уже много десятилетий, на практике не работает. "
Дело не в системности. Систематизировать можно как правильный, продуктивный метод, так и бесполезный. Дело в том, что у любого языка есть только одна функция — коммуникативная. Российские методики ( как ранее советские) "рассматривали" обучение языку вне этой функции. Это схоластика ради схоластики. Язык превращается в "ноумен" — непознаваемую вещь в себе.  
Текст скрыт развернуть
5
Alljuzija N.B.
Alljuzija N.B. 28 октября, в 01:56 "У меня есть знакомая пара, троечник и отличник. Когда они выбираются в Европу, с иностранцами общается троечник: коряво, на пальцах и жестах, но свободно. Отличница не может заставить себя произнести ни одного предложения: к горлу подступает ком, ей кажется, что она непременно ошибётся, чего делать ни в коем случае нельзя."
Вот это - вообще никакой не аргумент! Это, скорее, следствие психологических особенностей конкретного человека (которые, в том числе, могут иметь влияние и на то, учится он на тройки или становится отличником), но не показатель именно дефекта методики его обучения. Да и вообще, коммуникация не состоит из одного только "говорения", не менее важным является и понимание чужой речи. Готова поспорить с автором, что отличница, которая занималась изучением языка систематически, хоть и по "убогой", по его мнению, системе, понимает окружающих гораздо лучше троешника! 
Кстати, у меня есть несколько близких и просто знакомых людей, волею судьбы заброшенных на чужбину, которым приходилось изучать язык, так сказать, воленс-ноленс.  И они рассказывали, что сперва начинали постепенно понимать речь (сначала отдельные слова, потом предложения и т.д.), а вот говорить сами ещё долго стеснялись, даже когда уже и понимали свободно, и даже читать могли... Но жизнь заставила, в конце концов, потому что мотивация - великое дело, тут уж точно не поспоришь!)))
Текст скрыт развернуть
0
вячеслав харченко
вячеслав харченко 28 октября, в 06:19 На аглицком не было никакой разговорной практики, куча текстов, переводов "Morning star"  и ни одной технической литературы, в общем, сказать можешь, понять говорящего -кое как. Текст скрыт развернуть
1
Ольга
Ольга 28 октября, в 06:47 Можно подумать, что наши школы учат детей родному  русскому языку. Уровень безграмотности среди молодёжи просто удручающий, судя по их заметкам в интернете. Это что-то немыслимое. Процент населения России, выезжающего на Запад регулярно просто смешон, чтобы бить панику из-за плохого знания иностранного языка.
Текст скрыт развернуть
3
Людмила Петрухина (Цыганкова)
Людмила Петрухина (Цыганкова) 28 октября, в 09:15 Для начала надо учить свой язык_русский, а уж потом иностранный. Детей со второго класса начинают мучить иностранным, а уроки русского сокращают. Мне,  моим детям и внукам вряд ли пригодится иностранный язык.А вот без русского никуда. Да я понимаю, что иностранный язык нужно изучать, но не до фанатизма.Вижу как внук учить английский и сколько им задают, до слез ребенка жалко. Кому надо знать иностранный язык они его учат и знают. Но большинству россиян он не нужен. Хотелось бы знать   в каких странах Запада до фанатизма истязают своих детей, чтобы они русский знали? Текст скрыт развернуть
3
Галина Вандышева
Галина Вандышева Людмила Петрухина (Цыганкова) 28 октября, в 11:25 Читая   эту   статью,   я   сразу   же   задала   себе   вопрос   в   уме,   а   русский   где-нибудь   изучают   вот   так   как   предлагает   автор?В   СССР   было   лучшее   школьное   образование   в  мире,   да   и   не   только    школьное. Но   сволочи  типа   Ельцина,  Чубайса,   Гайдара  и  др.   развалили   все   и   внесли  в   программу   гребанное  ЕГЭ,   против   которого   99  процентов   населения.   Но   кто-то  на   это   обратил   внимание?   Плевать  этим   современным   руководителям  с  правительством   во   главе   на   мнение   народа.  Интересно,   сколько   миллиардов  было   выделено   на  реорганизацию   образования   и   в  чьих  карманах  и  загрансчетах  они  осели???.........
Текст скрыт развернуть
1
Людмила Петрухина (Цыганкова)
Людмила Петрухина (Цыганкова) Галина Вандышева 28 октября, в 11:45 Согласна с вами. Текст скрыт развернуть
0
Фотолюб
Фотолюб Галина Вандышева 29 октября, в 09:58 Английский в советское время в школе был отвратительный!
Текст скрыт развернуть
0
Владимир Баранович
Владимир Баранович 28 октября, в 09:35 Проект "электронных учебников "Чубыся похоронила непомерная жадность и неподсудность последнего...
Текст скрыт развернуть
0
vlevin60 levin
vlevin60 levin 28 октября, в 11:33 воспитывают потребителя Текст скрыт развернуть
1
Сергей Чуприн
Сергей Чуприн 28 октября, в 12:17 а еще один умник предложил упразднить физикоматематические наук  это греф советская школа обучения была лучшей в мире и нечего молится на этот английский язык поднимайте статус русского языка Текст скрыт развернуть
0
Seregey Finogenov
Seregey Finogenov 28 октября, в 14:00 " Если бы мы вместо этой ерунды выучили песенку про жаворонка, — пусть даже с чудовищным русским акцентом "  ... в советских иноязучебниках - с их длинными  унылыми кишками всё описания гениальных партокоммунистократов ... в 60 - англ освоил за полгода , в перерывах на обед по привезённому в 1949 г. из ГДР самоучителя с увлекательными рассказаи из детективов , О.Генри ...
Текст скрыт развернуть
0
Анна Lossin (Трихлебова)
Анна Lossin (Трихлебова) 28 октября, в 15:29 Автор прав на все 100% Текст скрыт развернуть
0
Леонид Пугачёв
Леонид Пугачёв 28 октября, в 17:48 В АФРИКЕ СДЕЛАЛИ ОЧЕНЬ ПРОСТО, ВЗЯЛИ СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ 60-х годов, и стали обучать Африканцев... И ПОЛУЧИЛОСЬ! Все попытки обучать по современным книгам, провалились.... Классика была в золотые 70-е. Она и будет ЗОЛОТОЙ!!! Текст скрыт развернуть
0
Амфибрахий Дактилев
Амфибрахий Дактилев Леонид Пугачёв 28 октября, в 21:51 Финны сделали то же, но раньше. Текст скрыт развернуть
0
Леонид Пугачёв
Леонид Пугачёв 29 октября, в 18:40 СПАСИБО! ПРИЯТНО ИМЕТЬ ОБЩЕНИЕ С ОБРАЗОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!  А ВДРУГ, Вы ПРОРВЕТЕСЬ В МИНИСТРЫ, ИЛИ К МИНИСТРУ... И начнем учить НОРМАЛЬНО!!! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 37
Комментарии Facebook

Последние комментарии

Tatyana ...

Последние комментарии

Tatyana ...

Поиск по блогу

Блог
«В советское время был бы расстрел». Педагог отчитала учеников из-за фразы о Путине
14 ноя, 10:01
-1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Читать